Сравнительный тест журнала АвтоМир
и автомобильного портала Автовзгляд

Что такое jump-стартер и зачем он нужен в машине

Компактные аккумуляторные пуско-зарядные устройства (ПЗУ) нового поколения появились на нашем рынке относительно недавно. Главная особенность устройств в том, что они изготовлены на основе литий-ион-полимерных или литий-железно-фосфатных батарей. И, не занимая в машине места, могут спасти водителя в критической ситуации.

Такие источники питания обладают довольно высокой емкостью при весьма умеренных габаритах. Сами производители называют эту категорию автономных приборов по-разному: одни — внешними аккумуляторами, другие — jump-стартерами, третьи — бустерами. Как правило, подавляющее большинство устройств этого типа многофункциональны, поэтому рассчитаны не только на «автомобильное» применение. Практически каждый комплект содержит набор специальных переходников, позволяющих в походных условиях пополнить емкость батарей у самых разных гаджетов, будь то мобильный телефон, смартфон, планшет, ноутбук, регистратор или портативный навигатор. Кроме того, в комплекте есть специальные провода с «крокодилами», предназначенные для подключения к автомобильному аккумулятору. Кратковременный пусковой ток, выдаваемый таким ПЗУ, может достигать 200-400 А, что позволяет в тандеме с «севшим» аккумулятором запустить двигатель.

Емкость и энергоемкость: почувствуй разницу

Так выглядит характерная диаграмма изменения напряжения при пуске двигателя.

В продаже сейчас можно встретить десятка два подобных устройств, различающихся размерами, функциональными возможностями, емкостью, и, соответственно, ценой. К слову, продвигая на рынке автономные ПЗУ, производители и поставщики часто выделяют в качестве ведущего параметра именно их емкость, измеряемую в мА*ч, причем у приборов разных брендов этот показатель может существенно различаться. Этот нюанс иногда сбивает с толку неискушенных в электротехнике автолюбителей. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе, специалисты рекомендуют в первую очередь обращать внимание на такой показатель, как энергоемкость, измеряемую в Вт*ч. Это более правильная характеристика автономного ПЗУ, которая однозначно отождествляет привычную нам емкость встроенного источника питания, измеряемую в мА*ч, с конкретным значением напряжения на его клеммах. Кстати, у многих jump-стартеров значения энергоемкости в инструкции не указывается. Для испытаний было отобрано шесть моделей китайского производства и одна (с индексом Y-30) тайваньского производства.

Правила игры


Средний пусковой ток каждого бустера измеряли с помощью индуктивного амперметра.

Для этой семерки автономных ПЗУ мы проработали методику теста, которую постарались максимально полно привязать к их автомобильному применению. Суть ее в том, что пуско-зарядные качества каждого образца оценивались непосредственно на автомобиле («подопытным кроликом» стала Skoda Octavia 1,4). Испытания проводились на улице при нулевой температуре, причем в несколько циклов, каждый из которых включал два интервала. Первый – кратковременное (5 с) прокручивание стартера на обесточенном автомобиле с подключением ПЗУ к клеммам силовых проводов и замером среднего тока в цепи его обмотки. Второй интервал (55 с) – режим «отдыха» с отключением от силовых проводов.

Очевидно, что число подобных циклов, обеспечиваемых конкретным пуско-зарядным устройством, в таких условиях определяется реальной емкостью ПЗУ. Кроме того, в ходе теста ПЗУ оценивалось наличие встроенных схем защиты.

Результаты испытаний оказались довольно любопытными и, на наш взгляд, весьма показательными. Из семи участников теста высокие результаты продемонстрировали всего три модели: Smart Power SP-4500 марки Berkut (14 пусков), Carku E-Power-20 (11 пусков) и Moratti JS01 (9 пусков). Еще два прибора (BoltPower и упомянутый выше тайваньский аппарат Y-30) получили удовлетворительные оценки, обеспечив не более 6 пусков. По ходу теста выявились и очевидные аутсайдеры: ими оказались китайская модель Vipow и еще один китайский аппарат неизвестного бренда. Vipow перестал выдавать ток уже на первой секунде контрольного пуска, а с безымянным «китайцем» ситуация оказалась еще хуже. После нескольких секунд прокрутки стартера его батарея сильно нагрелась, затем вздулась, отчего корпус ПЗУ в буквальном смысле разрушился. Судя по всему, никаких схем защиты, кроме плавкого предохранителя, у этого устройства не было, а емкость самого источника питания вообще не была рассчитана на высокие пусковые токи.

Все данные этих испытаний мы сгруппировали в сводной таблице результатов теста пуско-зарядных устройств.


Силовые провода некоторых участников теста: все «крокодилы» оснащены элементами защиты.

Первое место. Smart Power SP-4500

Победитель нашего теста — бустер Smart Power SP-4500.

Первый показ этого оригинального Jump-стартера состоялся в начале прошедшей осени на выставке «Интеравто-2014», где новинка сразу же вызвала большой интерес у автомобилистов. Что неудивительно, ведь по уровню своего технического исполнения и набору функциональных возможностей модель Smart Power SP-4500 от торговой марки Berkut может служить своеобразным эталоном для многих производителей современной автоэлектроники. В первую очередь это касается такого важного аспекта, как потребительская безопасность. Достаточно сказать, что в Smart Power SP-4500 предусмотрено десять(!) уровней защиты от различных перегрузок, переплюсовок, перепадов напряжений, замыканий и т.п.

По части пуско-зарядных свойств этот аппарат cтал безусловным лидером испытаний — у него зафиксировано четырнадцать контрольных 5-секундных пусков стартера при среднем токе 124 А. Энергоемкость данной модели довольно высокая — 54 Вт*ч. Еще одно важное дополнение: это единственное из представленных в нашем тесте компактных ПЗУ, оснащенное мощными «крокодилами», все «челюсти» которых имеют соединение с силовым кабелем. У остальных образцов провод подключается только к одной «челюсти». Ориентировочная розничная цена Smart Power SP-4500 — 7500 руб.

Кстати, когда мы готовили этот тест к публикации, нам на испытания передали еще одно фирменное устройство — Smart Power SP-2500, которое поставляется на наш рынок в корпусе оранжевого цвета. Этот аппарат несколько меньше по энергоемкости и отличается более низкой ценой (6300 руб.). Тем не менее, когда мы его проверили, что называется, «вне конкурса», он тоже показал отличные результаты. Приобрести оба устройства можно в фирменном магазине "Сотая миля".

Второе место. Carku E-Power-20

На втором месте — jump-стартер Carku E-Power-20.

По результатам проведенных испытаний, Carku E-Power-20 безоговорочно занял второе место, обеспечив одиннадцать 5-секундных контрольных пусков стартера при среднем токе 113 А. Отметим, что это одно из немногих среди представленных на нашем рынке автономных ПЗУ, в инструкции которого указывается заявленная энергоемкость (у данной модели она составляет 37 Вт*ч). Кроме того, Jump-стартер Carku E-Power-20 заслуженно получил хорошие отзывы экспертов еще и потому, что у него предусмотрено сразу несколько электронных схем защиты. Здесь, например, есть защита от переплюсовки, от короткого замыкания, от тепловых перегрузок, от бросков напряжения. Все это в комплексе обеспечивает весьма высокий уровень безопасности и достойную комфортность пользования аппаратом. Среди прочих достоинств устройства стоит отметить его способность уверенно работать и при минусовых температурах. Это важный аспект в плане применимости устройства во многих российских регионах, где сильные морозы зимой не редкость.

Ориентировочная розничная цена Carku E-Power-20 — 4300 руб. Подробности — на фирменном ресурсе бренда.
Отметим, что в модельном ряду устройств Carku есть оригинальная миниатюрная модификация с обозначением E-Power-3, размеры которой чуть больше обычного портсигара. Несмотря на скромные габариты, этот аппарат тоже обеспечил девять контрольных пусков стартера. Правда, эти испытания мы проводили вне рамок данного теста, поэтому в сводную таблицу модель E-Power-3 не включена.

Третье место. Moratti JS01

Почетное третье место досталось jump-стартеру Moratti JS01.

Торговая марка Moratti хорошо известна на российском рынке – под этим брендом в нашу страну поставляется широкий спектр автомобильных, мотоциклетных и тяговых батарей, отличающихся высокой эксплуатационной надежностью. Что касается пуско-зарядного устройства Moratti JS01, участвовавшего в нашем тесте, то оно, в полном соответствии с фирменными традициями, тоже показало себя весьма неплохо, обеспечив девять контрольных 5-секундных пусков стартера при среднем токе 122 А. Энергоемкость модели весьма приличная — 51 Вт*ч. Отличительной особенностью Jump-стартера Moratti JS01, заметно выделяющей его на фоне аналогов, является запатентованная технология подогрева собственного источника питания. Суть ее в том, что устройство само себя подогревает в холодную погоду, что заметно улучшает его пусковые характеристики. Эта особенность реализуется за счет встроенного пленочного нагревательного элемента, который автоматически включается при минусовой температуре. Именно поэтому при работе на морозе рекомендуется подождать около трех минут до того, как вы будете включать стартер. В числе других достоинств данного ПЗУ стоит отметить высокий пусковой ток, который в пиках может достигать 400 А. Ориентировочная цена Moratti JS01 — 4100 руб. (подробнее об этом устройстве и точках его продаж можно узнать на этом ресурсе).

Четвертое место. BoltPower


Пуско-зарядное устройство BoltPower даже на слабом морозе не помогло запустить двигатель!

В процессе редакционных испытаний это пуско-зарядное устройство продемонстрировало удовлетворительный результат — его хватило всего на шесть контрольных пусков. Что почти вдвое меньше, чем у одного из лидеров теста — Carku E-Power-20, обладающего такой же энергоемкостью, какая заявлена и у BoltPower. Использовать данное ПЗУ как вспомогательный источник питания при запуске двигателя можно лишь при плюсовых температурах. А вот на морозе он вряд-ли поможет. Например, когда на улице было шесть градусов мороза, наш коллега с его помощью пытался оживить мотор машины, на которой «сел» аккумулятор. Результат нулевой! Впрочем, как дополнительный походный источник питания для подзарядки разнообразных гаджетов Jump-стартер BoltPower вполне может быть рекомендован. Ориентировочная цена — 3500 руб.

Пятое место. Y-30


Jump-стартер Y-30 внешне похож на обычный дорожный фонарик.

Первое впечатление может быть обманчиво. Это касается как дизайна, так и работоспособности устройства. Судите сами: по своему внешнему виду этот оригинальный электроприбор тайваньского производства ничем не отличается от обычного походного фонарика. И только мощные провода с не менее мощными «крокодилами», поставляемыми в комплекте, выдают основное предназначение устройства, как портативного источника питания. Большинство экспертов было скептически настроено в отношении устройства, поэтому, когда его подключали к силовым проводам редакционной Skoda Octavia, мы даже не надеялись, что применение Y-30 будет результативным. Между тем, в процессе испытаний «тайванец» уверенно выполнил аж три контрольных 5-секундных пуска стартера Skoda Octavia 1,4. Как говорится, мал, да удал! Правда, на морозе этот аппарат вряд ли сможет помочь с пуском застывшего мотора — электронных силенок не хватит. Ориентировочная цена — 2000 руб.

Не сработал! Vipow


Этот аппарат вообще не проявил своих пуско-зарядных свойств.

Jump-стартер Vipow нас разочаровал, хотя изначально никаких намеков на плохую работу мы не фиксировали. Это пуско-зарядное устройство мы готовили к испытаниям также, как и все другие образцы. То есть в соответствии с инструкцией полностью зарядили его, а затем проверили данный факт на индикаторе. Более того, мы удостоверились в работоспособности встроенного светодиодного фонарика и даже замерили напряжение на USB-выходах, а также на клеммах крокодилов, где оно, после подключения ПЗУ к бортовой сети, составило 12,2 В. Этого более чем достаточно для уверенной прокрутки стартера, однако аппарат отключился уже на первой секунде пуска. Ждать от него помощи при разряженном автомобильном аккумуляторе бесполезно. Единственное, что утешает, так это возможность использования устройства Vipow в качестве вспомогательного походного источника питания, которое можно задействовать для подзарядки мобильников, смартфонов или ноутбука. Ориентировочная цена — 3300 руб.

Чуть не разорвало. Устройство no-name


Безымянный jump-стартер во время первого контрольного пуска нагрелся, вздулся и затем развалился.

Испытания этого прибора можно считать показательным примером того, какие устройства и в каких ситуациях покупать не стоит. Прибор был приобретен на одном из подмосковных радиорынков. К слову, именно в таких местах, а также в интернет-магазинах, где сегодня торговлей занимается немало выходцев из Поднебесной, встречается масса дешевых и схожих по внешнему облику электронных приборов. Например, таких, как изображенное на фото пуско-зарядное устройство неизвестного бренда. Покупатель подобного jump-стартера сильно рискует в том смысле, что фактически приобретает кота в мешке — нарваться на некондиционный продукт проще простого. Что наглядно подтверждает результат тестирования данного ПЗУ. Если говорить конкретно, то у него после нескольких секунд прокрутки стартера сильно нагрелась батарея, которая затем вспучилась, отчего корпус аппарата треснул пополам. Совершенно очевидно, что никаких схем защиты, кроме плавкого предохранителя в цепи силового провода, у этого ПЗУ нет, а конструкция батареи вообще не рассчитана на высокие пусковые токи. Ориентировочная цена — 2500 руб.

Важные «мелочи»

Какие же выводы можно сделать из итогов наших испытаний? Прежде всего, при покупке jump-стартера следует максимально подробно узнать о технических характеристиках интересующего вас ПЗУ и возможностях его применения на тех или иных автомобилях. Стоит поинтересоваться и наличием встроенных схем защиты – чем их больше, тем лучше. Конечно, это будет сказываться на стоимости аппарата, но хорошее электронное устройство, к тому же предназначенное для автомобильного применения в экстремальных условиях, никогда не будет дешевым. Наконец, обязательно спросите продавца про гарантийные обязательства. Не забывайте, что все известные поставщики jump-стартеров устанавливают на свои изделия конкретные гарантийные сроки с обязательной отметкой даты продажи в гарантийном талоне.

Оригинал статьи в журнале "АвтоМир" доступен только в бумажной версии (№52 от 18 декабря 2014г.).

Оригинал на автомобильном портале "Автовзгляд"